Необычный открыватель морских рептилий
Мэри Эннинг обнаружила несколько необычных мезозойских морских рептилий. Рожденная в нищете в 1799 году, она не получила никакого формального образования и буквально выскочила из морских скал возле своего дома Дорсет, продавая любые окаменелости, которые могла найти. Тем не менее, Эннинг сделала несколько захватывающих открытий и стала экспертом-палеонтологом, вносящим столько же научных знаний о существах мезозоя, как самые выдающиеся джентльмены-геологи того времени.
Охотник на ископаемых
Больше, чем кто-либо другой в то время, она показала, какие необычные вещи могут появиться в летописи окаменелостей», - говорит Хью Торренс, почетный профессор истории геологии в Университете Кила в Соединенном Королевстве. Выросшая на скалистом южном побережье Англии, Мэри сначала научилась находить и очищать окаменелости от своего отца, краснодеревщика и случайного охотника за ископаемыми, который продавал их как сувениры для туристов. Когда он умер в 1810 году, семья продолжила торговлю, чтобы получить скудный доход. Через год брат Мэри обнаружил, что из-под скалы вырвался череп, и, Мэри раскопала почти полный скелет длинно рыхлой дельфиноподобной рептилии, позже названной ихтиозавром или «рыбной ящерицей». В течение следующего десятилетия Мэри завоевала репутацию острейшего охотника на ископаемых, борясь с падающими камнями, чтобы найти и умело восстановить фрагментированные скелеты давно потерянных существ. Затем, Эннинг раскопала еще более необычное, странное девятифутовое существо, с головой ящерицы, зубами крокодила, шеей огромной длины, напоминающим тело змеи и имеющим пропорции обычного четвероногого, ребрами хамелеона и лопастями кита». Это был почти полный скелет едва известного плезиозавра, нового семейства ископаемых рептилий, которые бродили по морю в раннем юрском периоде.
Реконструкция окаменелостей
Она была блестящим ученым, когда дело доходило до извлечения и реконструкции окаменелостей, но у нее также было достаточно опыта, чтобы знать сразу, есть ли что-то уникальное. Эннинг не получил упоминания на собрании Геологического общества в Лондоне, где открытие было официально объявлено в следующем году. Она передавала свои знания мужчинам, которые получили все заслуги. Эннинг продолжил поиск летающей рептилии (Pterodactylus macronyx), посредника между акулой и лучом (Squalo-raja) и еще двух почти полных скелетов плезиозавра. Она стала таким экспертом, что ее посетили пионеры палеонтологии, такие как Бакленд, Гидеон Мантелл и Ричард Оуэн, чьи знаменитые достижения были частично созданы на ее кропотливой работе. И хотя она не была названа ни в одной научной статье, ее вклад был признан в 1830 году, когда ей были отданы все доходы от первой реконструкции странного и удивительного мира древнего Дорсета, которые Эннинг помогла раскрыть.
|